Вводный курс: развиваем гибкие навыки (soft skills), знакомимся с основными понятиями концентраций ECLAB, учимся проектной деятельности.

Наш вводный курс разработан для того, чтобы познакомить студенток и студентов с основными понятиями и вопросами, изучаемыми в ECLAB, а также дать первый толчок для развития таких важных сегодня навыков, как эффективное чтение, креативное письмо и продуктивная дискуссия. В течение трех недель студентки и студенты пройдут посвященный им вводный интенсив, а также получат теоретическую базу для дальнейшего обучения и освоят основные принципы проектной деятельности.

Целью вводного курса также является интеграция новых студенток и студентов в сообщество ECLAB.

По окончании вводного курса состоится неформальное мероприятие с презентацией идей собственных проектов. Смотрите фотоотчет с ECLAB Thinking and Drinking Party 2018).

Структура вводного курса:

  1. Введение в основные предметные области. В рамках этого блока каждый(ая) руководитель(ница) концентраций ECLAB проведет одно занятие, на котором расскажет об основных темах, понятиях и проблемах, которые важно знать современному человеку. Эти знания помогут выбрать концентрацию, расширить кругозор и систематизировать свои знания.

Введение включает следующие интерактивные лекции:

  1. Этика и политика. Преподавательница — руководительница концентрации «Современное общество, этика и политика» Ольга Шпарага
  2. Публичная история.  Преподаватель — руководитель концентрации «Публичная история» Алексей Браточкин
  3. Гендерные исследования. Преподавательница — руководительница концентрации «Гендерные исследования» Елена Огорелышева
  4. Массовая культура. Преподавательница — руководительница концентрации «Массовая культура и медиа» Ольга Романова
  5. Современное искусство. Преподавательница — соруководительница концентрации «Современное искусство и театр» Оксана Жгировская
  6. Современный театр. Преподавательница — соруководительница концентрации «Современное искусство и театр» Таня Артимович
  7. Введение в критическую урбанистику. Преподавательница — руководительница концентрации «Критическая урбанистика» Марина Соколова

2. Развитие soft skills

Эффективное чтение

Бывало ли у вас ощущение, что, читая научную статью или раздел учебника, вы не могли понять, что хотел сказать автор и зачем вообще вам это читать? Всегда ли вам просто пересказать основные тезисы прочитанного текста? Возникала ли при обсуждении прочитанного ситуация, когда казалось, что вы и ваши коллеги читали разные тексты?

Этот вводный курс поможет учащимся сделать свои читательские практики эффективными. Вы научитесь выделять в текстах главное и систематизировать ключевые мысли автора или авторки, составлять когнитивную карту текста, позволяющую держать в уме его общую структуру, осмыслять цели и обстоятельства его написания, а также позицию, занимаемую автором или авторкой, — то есть читать критически, контекстуально и максимально рефлексивно.

Такое чтение является первым шагом для дальнейшей интеллектуальной работы — критики, дискуссии, редактирования и создания новых текстов.

Ведущие блока - Алексей Браточкин, Татьяна Артимович.

2. Креативное письмо

Письмо даже в сфере науки или бизнеса глубоко связано с творчеством и не может быть сведено к механическому воспроизведению тех или иных правил. Писать — значит мыслить в письменной форме, выражая свою субъективность.

Способность написать внятный, логичный, вовлекающий читателя текст востребована сегодня в самых разных сферах. Запись в блоге или деловое письмо, научная статья или критическая заметка о фильме — все это требует способности систематизировать свои мысли, выделять главное и второстепенное, находить выразительные средства, соответствующие цели и жанру текста.

Чем отличаются академический и публицистический стили письма и каковы стратегии создания текстов разных жанров? Что такое исследовательские вопросы и зачем они нужны при создании аналитического текста? Как избавиться от штампов, стереотипов и внутренних блоков и преодолеть страх «чистого листа»?

Эта часть вводного курса будет включать теорию, практику и арт-тренинги.

Ведущие блока — Лидия Михеева и Ольга Романова.

Продуктивная дискуссия

Говорят, что в споре рождается истина. Действительно, дискуссия — это важнейшая форма совместной работы, позволяющая найти наиболее верное решение той или иной проблемы. Но бывает и так, что дискуссия превращается в спор, и возникает ощущение несогласия, разобщенности и напряжения.

Как сделать так, чтобы участницы и участники дискуссии могли и высказывать свое мнение, и слышать и понимать мнения оппонентов и оппоненток? Как освободиться от страха задать «неправильный вопрос»? Каким образом строить аргументацию? Как создать атмосферу принятия, позволяющую людям делиться своими идеями и ценностями? Как перейти от критики других мнений к компромиссу? И может ли несогласие оппоненток и оппонентов стать позитивным исходом дискуссии?

Эти и другие аспекты участия в продуктивной дискуссии будут проработаны на практике. Этот курс поможет студенткам и студентам получить позитивный опыт отстаивания своего мнения и корректного дискутирования, необходимый как в научных, общественных или бизнес-спорах, так и в повседневной жизни.

Ведущие блока — Ольга Шпарага и Елена Огорелышева.

3. Введение в проектную деятельность. Два завершающих занятия вводного курса посвящены проектной деятельности. На одном из них студентки и студенты познакомятся с понятием проекта и узнают об основных этапах работы над ним.

На втором занятии студентки и студенты поработают в группах над генерированием идей для собственных проектов и обсудят их с опытными преподавателями и преподавательницами.

Ольга Романова