В Минске откроется европейский колледж - неформальное образование для подготовки к современной жизни

Анастасия Лукьянова, TUT.BY

С октября в Минске начнет работу "Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси" (ECLAB) – образовательно-просветительский проект, ориентированный на работу в сфере неформального образования. Обучение длится один год и разбито на два семестра, при этом у каждого студента будет возможность сформировать свой пакет курсов и направлений обучения.
 

 

На презентацию колледжа в креативном пространстве ЦЭХ пришло около 200 человек, и сами организаторы признались, что не ожидали такого интереса. Руководители проекта называют его пилотным, поэтому хотят изучить спрос на предложенные курсы и концентрации (направления), определить степень нагрузки и долю "академического занудства". По этой причине они затруднились предположить, сколько людей подаст заявки, и ответить, сколько студентов смогут принять. "Но если окажется очень много интересных работ, мы будем рассматривать варианты, чтобы взять больше людей", - успокаивают руководители. При этом они подчеркивают, что будут отбирать талантливых, мотивированных людей. Критериями служит желание расширить горизонты, получить новые знания, научиться критически мыслить и формулировать свою точку зрения.
 
Абитуриентам надо будет заполнить анкету на сайте eclab.by и написать эссе на одну из предложенных тем с изложением своих собственных мыслей. Авторов лучших эссе пригласят на собеседование, по результатам которого будет проводиться зачисление. Такая сложная, в несколько этапов, вступительная кампания необходима, по словам организаторов, чтобы отобрать людей с сильной мотивацией.

Обучение бесплатное, придется прилагать усилия для получения знаний и посещать вечерние занятия несколько раз в неделю. Поэтому лучше сразу отобрать людей, которым действительно интересна учеба в колледже. "Человек год будет ходить на курсы, а нет ни зачетки, ни деканата, ни методиста. Конечно, важно быть ответственным", - объясняют руководители.
 

Колледж не выдает выпускникам диплом, имеющий юридическую силу. На вопрос, что в таком случае можно будет считать положительным результатом на выходе, Ольга Романова ответила: "Студент сам выбирает курсы, формы работы, и на выходе он получит веер новых возможностей. Студент, скажем, биологического факультета, придя к нам, поймет, что хочет писать, и станет научным журналистом. Эта ниша существует, но пока не заполнена. Или программист сможет уйти в медиа-арт, потому что у нас есть курсы, которые могут ему помочь. Не так много людей, которые могут писать о современной культуре современным языком. Но самое главное – сформируется критическое мышление, которое необходимо в жизни, чтобы понять, что вокруг происходит. Общество сейчас живет с большим уровнем тревоги и зомбированности. Нужно иметь противоядие, знать, как работает идеология".
 

Колледж предлагает три направления: "Массовая культура и медиа" (курирует Ольга Романова), "Публичная история" (курирует Алексей Браточкин) и "Современное общество, этика и политика" (курирует Ольга Шпарага).

Кроме того, при колледже создан ряд центров, которые будут заниматься как наукой, так и разработкой новых программ: Центр исследований интернета, психоанализа, гендерных исследований, публичной истории и арт-лаборатория "Радиус". Планируется открыть также Центр урбанистики. Благодаря работе центров в следующем учебном году планируется открыть новые концентрации.

 
ECLAB обещает уникальные авторские курсы, обучение в малых группах по индивидуальным программам, творческую атмосферу на занятиях, свободное интеллектуальное общение студентов и преподавателей. Руководитель проекта Александр Адамянц рассказал, что хочет добиться отсутствия иерархии "учитель-ученик" на занятиях: "Наша цель не передать знания от преподавателя к студенту, а наладить свободный диалог, который обогащает обе стороны".

По словам организаторов, поиск альтернатив классическому образованию – современный мировой тренд, и модель Liberal Arts Education – один из возможных путей. В Беларуси эта проблема особенно актуальна, считают руководители проекта, так как образование в государственных вузах до сих пор отличается иерархичностью, монологичностью, негибкостью и высокой степенью формализации.

На занятиях в колледже будет минимум традиционных академических лекций: руководители проекта объяснили, что в малых группах такой формат не вполне продуктивен. Их место займут семинары, дискуссии, групповые проекты, мастер-классы, творческие задания и презентации. Лучшим выпускникам предложат участие в программе Летнего университета в одной из стран ЕС.

ECLAB стремится подготовить студентов к сложности, многообразию и изменениям современного мира.

 
Фотография Павла Осипова
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/411291.html
3
фев
gender.by
30 января 2016 г. в ECLAB прошел воркшоп «Квир-словарь», который проводился в рамках курса «Введение в квир-теорию» (концентрация «Гендерные исследования» ECLAB). Данное мероприятие стало отчетной работой студента курса Тони Снежко.
9
сен
Алексей Браточкин и CityDog.by
Интернет-журнал о Минске CityDog.by поговорил с Алексеем Браточкиным, одним из создателей ECLAB, о неформальном образовании, раскрепощении студентов и медиаграмотности в белорусских условиях. 
11
июн
Евгений Казарцев, sputnik.by
По мнению студентов, в колледж пришли те, кому не хватает "свежего воздуха", свободы, острых тем для обсуждений, единомышленников и преподавателей, которые могут не только "отчитать лекцию, потребовать в конце конспект и поставить галочку в ведомость для отчета".  
15
мая
Вадим Можейко, «Либеральный клуб»
В силу исторических причин в Беларуси отсутствуют глубокие академические традиции. Если перестать ориентироваться на советское образование, то необходимо искать другие опробованные в мире модели. На сегодняшний день, помимо ЕПВО, это модели высшего образования США и Liberal Arts.
19
ноя
Paula Borowska, belarusdigest.com
Over the past couple of years informal education has witnessed remarkable growth in Belarus. It offers Belarusians possibilities missing at the nation's over-regulated state-run universities.
7
окт
Кацярына Малей, Радыё «Сталіца»
Гэтая адукацыйная мадэль атрымала распаўсюджванне ў другой палове ХХ стагоддзя - спачатку ў ЗША, а затым і ў еўрапейскіх краінах. 
22
авг
Виктор Листопадов, zautra.by
В Минске увеличивается количество предложений в сфере неформального образования для студентов и молодежи.
20
авг
Адарья Гуштын, naviny.by
В новом учебном году сразу три образовательных проекта приглашают целеустремленных белорусов расширить свой кругозор.