Визуальные репрезентации боли: нормативность, маргинальность и этическое измерение

искусствоведка, философка

Переживание боли можно рассматривать как социальную и культурную практику, что дает возможность исследовать формы ее репрезентации в разных исторических и культурных контекстах. На протяжении многих веков невидимость, текучесть и постоянство боли были значимыми темами европейского искусства и культуры.

На занятиях мы обратимся к таким пониманиям боли, как страдание, очищение, преодоление и поговорим о том, как описывалось тело больного в разные эпохи. Это средневековый homo doloris и «трансцендирующее тело» в медицинских манускриптах и псалтырях, «механика боли» ренессансного человека в работах Микеланджело, Леонардо да Винчи и Пьеро делла Франческа, эстетизация боли и чувствительность человека эпохи Барокко, «медикализация боли» в период Нового времени и живопись Эрнеста Боарда.

В рамках данного курса мы также обратимся к разнообразным способам репрезентации боли в современных социальных и культурных дискурсах. Анализируя актуальные кейсы, выраженные в многообразных визуальных формах (арт-терапия, манифесты, видео-арт, дневники), мы попытаемся выстроить концептуальное поле, вскрывающее истоки той или иной репрезентации, а также наши социальные и институциональные паттерны переживания боли. Так, балансируя между эпохами, заглядывая из нашего современного медийно-цифрового мира в периоды Античности, Средних веков и Нового времени и анализируя историю анестезии в медицине, мы рассмотрим различные формы репрезентации боли и больного тела и проанализируем такие опыты, как «быть-больным» и «быть-пациентом».

Цель курса – проследить формирование и развитие модальностей боли в различные периоды европейской культуры, рассмотреть, как изменялись представления об этике репрезентации боли и ее нормативности в художественных практиках второй половины ХХ века, и представить критический контекст репрезентации боли в современном медийном пространстве и в цифровом искусстве. В качестве итоговой работы студент(к)ам будет предложено осмыслить и представить свой собственный опыт боли в форме визуального нарратива и коллажа.