Тело и способы его репрезентации в современном танце и театре

магистр искусств, искусствовед

Для культуры XX в. характерен поворот к телу, огромный интерес к телесности в ее различных проявлениях – как в повседневной жизни человека, так и в искусстве. «Тело – тюрьма души», – писал Платон. «Душа – тюрьма тела», – констатирует Мишель Фуко. Эта бинарная оппозиция ярко демонстрирует тот парадигмальный сдвиг, который произошел в осмыслении тела в современной культуре. Неслучайно одним из ярких феноменов современной культуры становится танец. Именно в ХХ в. танец становится частью современного арт-процесса, способом художественно-пластического осмысления психических, телесных, социокультурных, политических метаморфоз, происходящих с человеком в современном мире.

В отличие от «идеального тела» классического балета современный танец репрезентирует новое понимание тела и множество моделей телесности – от физического присутствия тела «здесь и сейчас» до его дигитализации и виртуализации. Появление в конце XX в. contemporary dance и его стремительное сближение с драматическим театром – отчетливое свидетельство того, что тело в современном театре перестает быть только инструментом либо знаком. Оно становится первичной реальностью, основополагающим источником смыслов, «очагом миметических значений» (Морис Мерло-Понти). Об исключительной роли тела в современном театре пишет Ханс-Тис Леман: «Драматический процесс происходит между телами; постдраматический же процесс случается с телом или же в действии над ним».

Цель курса – дать студентам концентрированные знания об истории и теории современной хореографии в контексте современных танцевальных, телесных и театральных практик, а также с учетом основных подходов к изучению движения и танца в области философии, эстетики, социологии и других дисциплин. 

В рамках курса будут рассмотрены следующие вопросы:

  • основные исторические этапы развития современной хореографии (модерн-, постмодерн-танец, contemporary dance), роль тела и специфика телесной коммуникации, творчество ведущих представителей;

  • расширенное понимание движения и танца в современных танцевальных, телесных и театральных практиках, способы репрезентации тела в театре танца и физическом театре;

  • «иные» проявлений телесности, критика и деконструкция эталонов репрезентации тела в искусстве и повседневной жизни как одна из главных тенденций в развитии современного танца;

  • тело в перформансе, «присутствие» перформера как новый способ взаимодействия с собственным телом, пространством и зрителем;

  • общие тенденции в современных исследованиях движения и танца.

 

Другие курсы концентрации