Концептуальная история искусств

искусствовед, художественный куратор

Курс ставит перед собой две основных задачи.

Первая задача  посмотреть на искусство как на исторический документ, который был создан в определенном контексте; как на одну из практик социального, включающую в себя процесс сложносочиненных и не всегда очевидных взаимоотношений разнообразных агентов и процессов социального мира. В связи с этим на курсе нам важно научиться видеть и понимать, как социальные, политические, технические, мировоззренческие элементы взаимосвязаны с искусством; с его методами, морфологией, тематикой, техникой и т.д. Мы будем рассматривать историю искусства через большие искусствоведческие концепты, классический проект искусства, модернистский проект и contemporary art. 

Вторая задача  проблематизация опыта смотрения на произведение искусства. Для нас привычно считать процесс восприятия искусства спонтанным. Однако он, напротив, зависит от условий смотрения. Наше восприятие произведения искусства не исчерпывается только тем, что наше зрение воспринимает «объективно», оно конструируется также за счет «невидимых» измерений – социальных, политических и экономических предпосылок нашего «способа видения». 

Именно поэтому в рамках курса мы будем говорить о том, как связаны контекст создания произведения искусства и опыт его восприятии. Мы увидим, насколько разным был опыт восприятия искусства в разные эпохи, и научимся анализировать, как и чем может быть обусловлено наше собственное восприятие искусства. 
 
Материалы для ознакомления:
Е.Петровская «Ширпотреб определяет наше восприятие искусства»   
Джон Бергер «Искусство видеть»