Человек в контексте биологической эволюции

кандидат биологических наук

Биологическая эволюция – это процесс невероятных масштабов, который за срок длительностью около 4 млр. лет (много это или мало?) превратил безжизненный шар, слепленный из космической пыли и именуемый нами Землей, в многоголосый дом, заселенный бесконечным числом самых прекрасных и необычайных форм жизни. 

Хотя теория эволюции и преподается в разделе школьной биологии, едва ли кто-либо был в полной мере удовлетворен полученными объяснениями. Несомненно, гений Чарльза Дарвина схватил что-то очень существенное для понимания биологической эволюции, но с того времени, когда был опубликован его знаменитый труд, биология не стояла на месте, и сейчас мы имеем значительно более тонкое и детальное понимание этого процесса. 

Рано или поздно каждый из нас задавал этот убийственный вопрос - откуда я взялся на свете? Честные родители объясняют, что каждый человек однажды рождается от мамы с папой. Но это только начало (или, вернее, конец) истории - ребенку этого мало, ему теперь хочется знать, откуда же взялись самые первые мама и папа? Хорошо, первыми мамой и папой были обезьяны, но откуда же взялись они?

Человек - это совершенно выдающееся создание, его духовные и интеллектуальные возможности столь же поразительны, как и одолевающие его "демоны". Но при всем при том, он такое же дитя природы, как и все прочие существа, обитающие рядом с нами на планете Земля. Может ли изучение биологии и эволюционной истории помочь нам понять что-то о самих себе? Где проходят в нашей природе границы биологического, и того, что за рамками биологии? Что даёт нам понимание эволюции (ее механизмов, закономерностей и хитросплетений), для определения своего места в природе и связи с ней?

В рамках предложенного курса будет освещено современное представление биологической науки об эволюции, вообще, и об эволюционной истории человечества, в частности. В режиме дискуссии мы обсудим и обозначенные выше мировоззренческие вопросы, которые порождаются этим или какими-либо альтернативными представлениями.

Целью курса будет изучение естественной истории, причин, механизмов и закономерностей становления мира живых организмов в его сложности и разнообразии. Несомненно, в том числе будут затронуты и вопросы происхождения и эволюции Человека разумного – этого странного существа, сама суть которого, кажется, состоит в том, чтобы создавать новые миры и противопоставлять себя породившей его же природе.

Для освоения курса достаточно владение базовыми знаниями общей биологии, преподаваемыми в рамках программы среднего образования.